- Логика
-
ЛО́ГИКА (греч. λογική — логика) — 1) Способность правильно мыслить. 2) Учение о последовательности и методах познания. Учения о логич. аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую Л. Прикладная Л. охватывает учение об определении, доказательстве, методе и системе. Л. как наука — учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий. Л. служит повышению форм. точности сознания и объективности содержания мышления и познания. Как самостоят. наука Л. слова была создана Аристотелем. Слово "Л." появилось у стоиков, к-рые, наряду с неоплатониками, уточнили отд. ее моменты. В ср. века в Зап. Европе Л. была церк.-школьной дисциплиной, одним из семи обязат. эл-тов христ. образованности. Значительно ее место в итоговой философии средневековья — схоластике, тяготеющей к формально-схематичной систематизации. С 17 в. стало заметным влияние на Л. сфер мысли, связ. с математикой. В России интерес к Л. поддерживался преим. в дух. уч. заведениях, где ориентировались на традиц. аристотелевскую Л. Однако рус. логики всегда были в курсе эволюции мировой логич. мысли, включая начавшееся в 19 в. бурное развитие символич. (математич.) Л. Новые идеи активно перерабатывались и фрагментарно включались в традиц. курсы (Ф. Козловский, М. Троицкий и др.). Собственно логич. иссл. были начаты П. Порецким, М. Каринским в кон. 19 в. В нач. 20 в. стали складываться логич. школы: Одесская математич. (И. Слещинский, Е. Буницкий, С. Шатуновский), школы в Казанском (Н. Васильев) и Львовском ун-тах (С. Лесневский и др. — впоследствии авторитетнейшая Львовско-варшавская логич. школа), в Петербурге (Л. Рутковский, А. Введенский, С. Поварнин), Москве (П. Флоренский). Однако после 1917 процесс формирования логич. культуры в России был прерван. Для сов. периода характерно очевидное снижение логич. культуры об-ва, заметное прежде всего в политич. жизни, полемике, обыденном сознании. В ср. и высших школах отсутствовало преподавание Л. Ее кафедры имеются лишь в неск. ун-тах. В России в наст. время сложились 3 осн. предметные обл. Л.: т. н. "диалектич. Л.", вырастающая из комментирования и анализа марксовой интерпретации гегелевского учения о методе (Э. Ильенков, А. Шептулин и др.); традиц. формальная Л. — своеобразный синтез аристотелевской Л. и фрагментов совр. символич. Л. (работы В. Асмуса, Д. Горского и др.); собственно логич. исследования (символич. Л.) (П. Новиков, А. Марков).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.